Цены на туры и трансферы в Финляндию могут значительно возрасти с 2014 года.
Никто и представить не мог что Финское Минсвязи и транспорта начнёт планировать как ужесточить правила для Российских перевозчиков.
Наши туристы, которые всё чаще стали отправляться на отдых за рубеж, гадают, насколько сильно могут возрасти цены на трансфер из Санкт-Петербурга в аэропорт Лаппеенранты.
Возить пассажиров через границу должны либо автобусы, либо лицензированные такси. Именно так звучит предложение чиновников из Министерства транспорта Финляндии. Никаких маршруток и частных извозчиков. Здесь, в Хельсинки, объясняют это заботой о безопасности пассажиров и надеются, что туристы от нововведений никак не пострадают.
Сейчас, по сути, нет никаких правил, регулирующих частные коммерческие перевозки пассажиров через границу, и они должны появиться, уверены в Финляндии.
Йорма Хёрккё, старший советник Министерства связи и транспорта Финляндии: «Мы ведем переговоры с российским Министерством транспорта. И если достигнем договоренности, то русские таксисты смогут ездить сюда забирать пассажиров, а финские таксисты смогут ездить в Россию. По крайней мере, это наша цель. Но главное — такси, а не частные машины».
Из 180 мест на борту самолетов, прилетающих в Лаппеенранту, примерно 150 занимают российские туристы, большинство из которых после садятся в российские же микроавтобусы. И проблемы в этом не видит даже директор местного аэропорта.
Петтери Лехти, директор аэропорта в Лаппеенранте: «Если была такая ситуация, чтобы русский водитель взял финнов и ездил по маршруту между Лаппеенрантой и Хельсинки или Оулу, это была бы проблема. Но все машины из Лаппеенранты едут в Россию».
Путешествие через Финляндию всегда получается длинным, а вот насколько выгодным, пытался понять корреспондент НТВ Андрей Курицын.
Модное слово дискаунтер прочно закрепилось в лексиконе петербуржцев, готовых ради экономии терпеть определенные неудобства. Маршрутка-микроавтобус до аэропорта Лаппеенранты — это пять часов в пути и тысяча рублей за проезд. Полетим мы, например, в Милан. Допустим, 25 января. Европейский лоукостер предлагает билет всего за две с небольшим тысячи. Отдельно доплатим за багаж, закажем кофе с бутербродом (из Петербурга выехали рано утром — пора бы и перекусить) — вот еще тысяча рублей.
Два часа в воздухе, и мы прибываем в аэропорт Бергамо. Отсюда до Милана довезет автобус-шаттл: час в пути, десять евро за билет. Итого: десятичасовое путешествие обойдется в четыре с половиной тысячи рублей.
Улететь в Милан 25 января можно и напрямую из Петербурга. Отечественная авиакомпания предлагает эконом-класс за шесть тысяч рублей с небольшим. Багаж включен, на борту самолета покормят. Из Пулково до Милана лететь подольше, чем из Финляндии, — три с половиной часа.
А в аэропорту Мальпенса придется воспользоваться аэроэкспрессом — 11 евро с человека. В итоге путешествие обычной авиакомпанией займет в два раза меньше времени. Но лоукостер — на две тысячи рублей дешевле. Существенна ли эта разница, каждый пассажир решает по-своему.
Перевозкой туристов в Лаппеенранту занимаются сейчас от 10 до 20 компаний. Все это — вполне официальные такси, но если в машине меньше восьми мест, то нельзя получить международную лицензию. Поэтому шашечки прячут, а пассажиров возят как будто не совсем легально.
По словам владельца одной из компаний Кирилла Фалконсона, частников на этом рынке — около 20 процентов. Когда финны говорят, что нелегалов становится все больше, то, видимо, лукавят. Цифры зависят от количества рейсов и меняются мало. Правда, могут сильно снизиться, если режим ужесточат.
Кирилл Фалконсон, владелец компании-перевозчика: «Единственный вариант, который я вижу в последнее время, это просто брать большие автобусы, использовать их как маленькие. Естественно, это повысит затраты. К примеру, 10–12 мест, они не очень удобны для перевозок. Там недостаточно мест для багажа. Увеличение стоимости составит минимум 30 процентов».
Есть разные версии насчет того, почему вообще эта проблема вдруг возникла. Главная — якобы недовольство финских таксистов, которым никто не делает заказы.
Марат Сагитов, таксист: «Вообще финны вроде как недовольны. Но, честно говоря, я не понимаю их недовольство, потому что они в принципе, во-первых, не говорят по-русски, во-вторых, если как-то организуют эту поездку, они не будут знать, куда ехать».
Марат — единственный в Лаппеенранте русский таксист. О проблеме конкуренции он слышал, но говорит, никто не будет ездить отсюда до Выборга за 200 евро, и его знакомые водители никогда не жаловались.
Напротив, к русским клиентам относятся хорошо; границы, как и везде, постепенно стираются. Причем, в том числе, и благодаря финнам, у которых когда-то была своя традиция посещения Петербурга.
Таким образом вопрос «Вам шашечки или ехать» уже через год может потерять актуальность. Останутся только шашечки. Впрочем, пока поверить в это очень сложно: те, кто не слишком экономит, предпочитают добираться до Хельсинки или Лаппеенранты поездом, а встретить такси на российско-финской границе можно только в какой-то особенный день.
При исполнении худшего варианта цены на перевозки взлетят, борта перестанут заполняться, и бюджетные авиакомпании просто уйдут из региона. Но ясно, что это не нужно никому — и, в первую очередь, финнам.
Антон Борисов, водитель: «Мы ж тоже не просто так приезжаем: привозим людей, которые тратят здесь деньги, правильно? Тоже как бы Финляндии оказываем такие услуги».
Вероятнее все же, что будет как-то улажен вопрос с международным лицензированием и, возможно, чуть пристальнее станут досматривать микроавтобусы. Хотя доказывать, что водитель везет не друзей, а друзей за деньги, будет не всегда просто. В общем, тучи над российско-финской границей по-прежнему ходят хмуро, но это не политика, а погода. К ней все здесь давно привыкли.